Главная / Без рубрики / Образовательная программа кружка «Художественная лепка»

Образовательная программа кружка «Художественная лепка»

Муниципальное бюджетное учреждениедополнительного образования «Дом детского творчества»п.Кысыл-Сыр муниципального района «Вилюйский улус (район)»

Республики Саха (Якутия)

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор  МБУДО ДДТ

 ______А.Н. Прокопьева

Приказ №____от «___»___________2015 г.

 

 

 

 

 

 

 

Модифицированная

образовательная программа дополнительного образования

по художественной лепке

 

 

 

Возраст обучающихся: 6-18 лет

Срок реализации: 3 года

Количество детей в группе: 10-12

 

 

 

Составитель:

педагог дополнительного образования:

Борисова Юнна Викторовна

 

 

 

п.Кысыл-Сыр

2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

Целевой раздел

  1. Паспорт программы………………………………….……………………………3-7 стр.
  2. Пояснительная записка……………………………………………………….……..8 стр.
    1. Направленность образовательной программы………………………….….8-9 стр.
    2. Новизна образовательной программы…………………………………………9 стр.
    3. Актуальность……………………………………………………………….…..9 стр.
    4. Педагогическая целесообразность…………………………………………….9 стр.
    5. Цель программы………………………………………………………………..9 стр.
    6. Задачи программы………………………………………………………………9 стр.
      1. Обучающие задачи……………………………………………….….9-10 стр.
      2. Коммуникативные УУД………………………………….……………10 стр.
      3. Личностные УУД………………………………………………………10 стр.
      4. Познавательные УУД…………………………………………………10 стр.
      5. Регулятивные УУД…………………………………………………….10 стр.
    7. Отличительные особенности данной программы………………………….10 стр
    8. Возраст детей, режим занятий……………………………………………10-11 стр.
    9. Сроки реализации программы………………………………………………11стр.
    10. Формы и методы занятий…………………………………………………..11 стр.
      1. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия…….11 стр.
      2. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей…… 11 стр.
      3. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях………………………………………………11-12 стр.
    11. Ожидаемый результат……………………………………………………..12 стр.
      1. Обучающие………………………………………………………….12-13 стр.
      2. Личностные УУД………………………………………………………13 стр.
      3. Регулятивные УУД…………………………………………………13-14 стр.
      4. Познавательные УУД…………………………………………………14 стр.
      5. Коммуникативные УУД……………………………………………14-15 стр.
    12. Способы проверки и оценки освоения образовательной программы….15 стр.
    13. Динамические срезы и мониторинг образовательной программы……..15 стр.

Содержательный раздел

  1. Учебно-тематический план 1-го года обучения…………………………..…16-18 стр.
    1. Содержание программы на первый год обучения………………………….18 стр.
      1. Вводное занятие………………………………………………………..18 стр.
      2. Лепка. Изготовление объемных фигурок из пластилина………..18-19 стр.
      3. Изготовление изделий по технике папье-маше. Из истории орнамента…………………………………………………………..…..19 стр.
      4. Лепка из солёного теста. Из истории красок…………………………19 стр.
      5. Пластилинография. Картинки пластилином на плотном картоне…………………………………………………………..….19-20 стр.
      6. Воспитательная работа………………………………………………..20 стр.
      7. Познавательно-досуговая деятельность………………………………20 стр.
      8. Выставки………………………………………………………………..20 стр.
      9. Итоговые занятия………………………………………………………20 стр.

Учебно-тематический план 2-го года обучения………………………………20-22 стр.

  1. Содержание программы на второй год обучения…………………………..23 стр.
    1. Вводное занятие……………………………………………………….23 стр.
    2. Пластилинография. Картинка пластилином по стеклу. Направления искусства…………………………………………………………………………………….23 стр.
    3. Лепка из солёного теста с использованием объемных и плоских элементов. Народные промыслы…………………………………………………23 стр.
    4. Изготовление изделий по технике папье-маше………………………..23-24 стр.
    5. Лепка. Изготовление куклы по технике папье-маше из бумажной массы……………………………………………………………..…….24 стр.
    6. Воспитательная работа………………………………………………..24 стр.
    7. Познавательно-досуговая деятельность…………………………….. 24 стр.
    8. Выставки……………………………………………………………… 24 стр.
    9. Итоговые занятия………………………………………………………24 стр.

Учебно-тематический план 3-го года обучения………………………………24-27 стр.

  1. Содержание программы на третий год обучения………………………….27 стр.
    1. Вводное занятие………………………………………………………. 27 стр.
    2. Пластилинография. Картинка пластилином по стеклу. Направления искусства……………………………………………………………… 27 стр.
    3. Лепка из солёного теста с использованием объемных и плоских элементов. Народные промыслы…………………………………27-28 стр.
    4. Изготовление изделий по технике папье-маше…………………….. 28 стр.
    5. Лепка. Изготовление куклы по технике папье-маше из бумажной массы.………………………………………………………………………………28 стр.
    6. Воспитательная работа…………………………………………… 28-29 стр.
    7. Познавательно-досуговая деятельность…………………………….. 29 стр.
    8. Выставки..……………………………………………………………..29 стр.
    9. Итоговые занятия………………………………………………………29 стр.

Организационный раздел

  1. Методическое обеспечение образовательной программы…………………….. 29 стр.
  2. Формы подведения итогов образовательной программы……………………….29 стр.
  3. Работа с родителями………………………………………………………………30 стр.
  4. Условия реализации программы………………………………………………….30 стр.
    1. Материально-технические условия…………………………………………. 30 стр.
    2. Внешние условия…………………………………………………………….. 30 стр.
  5. Модель выпускника……………………………………………………………….31 стр.
  6. Список литературы………………………………………………………………. 32 стр.
  7. Приложения……………………………………………………………..…………33 стр.
    1. Приложения 1- календарно тематический план………………….….33-35 стр.
      1. Первый год обучения………………………………………………35-41 стр.
      2. Второй год обучения………………………………………………42-49 стр.
      3. Третий год обучения……………………………………………….49-56 стр.
    2. Приложение2-тестанкета проверки знаний, умений и навыков детей…………………………………………………………………………….57 стр.
      1. Первый год обучения…………………………………………………57 стр.
      2. Второй год обучения………………………………………………….58 стр.
      3. Третий год обучения…………………………………………………..59стр
    3. Приложение 3 – мониторинг результатов обучения обучающихся по дополнительной образовательной программе……………………………60-65 стр.
    4. Приложение 4 – сводная ведомость……………………………………….66 стр.

Паспорт программы

Полное наименование программы Модифицированная образовательная программа дополнительного образования по художественной лепке

 

Основания для разработки программы
  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ
  2. Приказ Минобрнауки России «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программ» от 29.08.2013г. №1008
  3.  Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. СанПиН 2.4.4.3172-14 от 4.07.2014г. №41
  4. Письмо Минобрнауки России «Примерные требования к образовательным программам дополнительного образования детей» от 11.12.2006г. №06-1844ФГОС
Направленность программы Художественно-прикладное творчество
Тип образовательной программы Модифицированная
Срок реализации 3 года
Возраст обучающихся 6-18 лет
Цель программы Развитие творческих и коммуникативных способностей детей посредством самовыражения через изготовление изделий из солёного теста, пластилина и папье-маше.
Задачи программы Обучающие:

  • Формировать устойчивый интерес к художественной лепке;
  • Дать теоретические знания работы с солёным тестом и пластилином, закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения;
  • Обучение приемам работы с различными материалами, учить нетрадиционному подходу в поиске решения художественного образа, создавать оригинальные аранжировки из природных и искусственных материалов;
  • Учить детей создавать многофигурные сюжетные композиции в коллективных и авторских работах.

КоммуникативныеУУД:   

  • Формировать у детей собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве  при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • Формировать у детей умение с точностью выражать свои мысли, в соответствии с задачами и  условиями коммуникации;
  • Формировать умение работать в групповых формах обучения;
  • Формировать умения самостоятельно участвовать в  дискуссии и защищать свою точку зрения;

ЛичностныеУУД:

  • Формировать способность занимать определенную позицию в конфликтной ситуации;
  • Формировать умение соблюдать нравственно–этические нормы;
  • Формировать толерантные отношения к окружающим;
  • Формировать у детей аккуратность и ответственность в работе.

Познавательные УУД:

  • Учить самостоятельности в подборе и работе с литературой;
  • Учить самостоятельно пользоваться  компьютерными источниками информации;
  • Развивать способность читать и составлять графики, схемы, эскизы;
  • Развивать умение к аналитической деятельности;
  • Развивать гибкость мышления.

Регулятивные УУД:

  • Развивать способность самостоятельно организовывать процесс работы и учебы, эффективно распределять и использовать время;
  • Развивать способность самостоятельно определить цель занятия;
  • Формировать умение в учебно-исследовательской работе;
  • Формировать способность самостоятельно организовывать свое рабочее место к деятельности и убирать за собой.
  • Формировать знания профессионально–этических норм;
  • Формировать способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности.

 

Структура программы и оглавление
  • Пояснительная записка
  • Учебно-тематический план и содержание изучаемого курса.
  • Первый год обучения
  • Второй год обучения
  • Третий год обучения
  • Методическое обеспечение
  • Формы подведения итогов образовательной программы
  • Работа с родителями
  • Условия реализации программы
  • Модель выпускника
  • Список литературы
  • Приложения
Ожидаемые результаты Обучающие:

Учащиеся должны знать:

  • Пластилин, виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техники работ с пластилином и историю возникновения и развития;
  • Жанры искусства: натюрморт, пейзаж, сказочно былинный и жанр анималистки;
  • Историю возникновения  и развития тестопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, способы декоративного оформления готовых работ, о способах сушки изделий из теста;
  • Технология создания панно.
  • Овладение основами знаний в области ДПИ: дымковская, филимоновская, каргопольская, фито дизайн (работа с природными материалами), различные формы сочетания материалов с лепными деталями из соленого теста, основные понятия и термины;
  • Об использовании лакокрасочных материалов, инструментов и приспособлений; знание цветового круга, основных цветов и их сочетаний; об основах проектировочной деятельности (рисунок, эскиз, чертеж, инструкционная карта, строение фигуры и лица человека);
  • Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техники работ папье-маше,  историю возникновения и развития;

Учащиеся должны уметь:

  • Использовать различные приемы в художественной лепке: барельеф, растягивание, вдавливание, разглаживание поверхности, примазывание, вытягивание формы и т.д.
  • Перенесение рисунка на прозрачную основу;
  • Декорировать свою работу и использовать в качестве дополнительного декора подручные материалы:
  • Использование лакокрасочных материалов, инструментов и приспособлений; применение различных красок, знаний основных цветов, цветового круга, сочетания цветов, умение работать с палитрой; применение на практике проектировочной деятельности (выполнение эскизов работы и инструкционных карт), применение стилизации в работе с соленым тестом;
  • Составлять простые композиции на определенную тематику;
  • Самостоятельно разрабатывать эскиз к своей идее и воплощать ее в жизнь;
  • Правильно изготавливать рабочий материал;
  • Уметь лепить конструктивным способом (из отдельных частей), пластическим (из целого куска), комбинированным, ленточным, барельеф;
  • Выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);

Личностные УУД:

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

  • Проявление устойчивого познавательного интереса к выполнению поделок из соленого теста, пластилина и папье-маше;
  • Навык самостоятельной работы  и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
  • Ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
  • Способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
  • Заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила, делать выбор, какое изделие выполнить;
  • Самоопределение;
  • Нравственно-этическая ориентация.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • Устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
  • Осознанных устойчивых эстетических предпочтений  ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • Возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
  • Эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

Регулятивные УУД:

В сфере регулятивных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

  • Выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ;
  • Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, о лепке, правил композиций, усвоенных способах действий;
  • Учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
  • Адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
  • Навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
  • Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок;
  • Умение организовать свою деятельность;
  • Подготовить свое рабочее место;
  • Рационально размещать инструменты и материалы;
  • Прогнозирование;
  • Самоконтроль.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
  • Пользоваться средствами выразительности языка  декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно – творческой;
  • Моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества;
  • Осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
  • Отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

Познавательные УУД:

В сфере познавательных   универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

  • Различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
  • Приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
  • Осваивать особенности художественно – выразительных средств,  материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве;
  • Развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
  • Развивать  фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
  • Развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
  • Проектировать изделия по собственному замыслу;
  • Исследовать технологические свойства  используемых материалов;
  • Анализировать предлагаемое изделие.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • Создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
  • Понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
  • Более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.

Коммуникативные УУД:

В сфере коммуникативных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

  • Сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
  • Формировать собственное мнение и позицию.
  • Участвовать в совместной творческой деятельности;
  • Слушать и понимать речь других.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • Учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
  • Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

«Когда творим мы чудеса,

Порою, не осознавая,

Мы вносим в детские сердца

Крупинку радости и смеха, и тепла.

Мы учим видеть и ценить

То, что другие часто и не замечают.

Природу, мир вокруг себя любить,

Традиций предков наших не забыть.

Мы вносим в мир прекрасные слова

Тогда, когда творим мы чудеса…»

Киселёва А.А.

Пояснительная записка

Лепка – один из самых интереснейших видов художественного творчества. Она действительно носит эмоции, творческий характер. При этом создается эмоционально-образное восприятие действительности, формируются эстетические чувства и представления, развивается образное мышление и воображение. Образовательное и воспитательное значение лепки  огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Занятия лепкой воспитывают умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть. Лепка вырабатывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук.

Данная программа является модифицированной и рассчитана на обучение детей старшего дошкольного и школьного возраста.

Образовательная программа реализуется в кружкедекоративно-прикладного творчества «Оч.Умелые ручки» в доме детского творчества. Кружок «Оч.Умелые ручки» подразумевает обучение детей в художественной лепке, поможет ребёнку реализовать себя в учёбе, творчестве, в общении с окружающими, открытие в себе неповторимой индивидуальности. Направлениями  кружка является тестопластика, пластилин и папье-маше.

Тестопластика – искусство создания объёмных и рельефных изделий из соленого теста. В наши дни становится необычайно популярно старинное искусство лепки из солёного теста. Мука, соль и вода-это природные продукты, экологически чистые и безопасные для здоровья человека. При их соединении получается чудесный материал, который легко превращается в рельефные картины и различные фигурки.

Пластилин – он по своей структуре мягок и пластичен, имеет много цветов, его можно использовать многократно, поэтому детям легко с ним работать. Сейчас существует пластилин на растительной основе, который не содержит вредных веществ и потому является абсолютно безопасным для ребёнка. Даже если ребёнок возьмёт кусочек такого пластилина в рот, ничего страшного не случится.

Папье-маше – это простая и дешевая технология, позволяющая создавать прочные и легкие изделия из бумаги. Есть два основных способа: наклеивание бумаги слоями (маширование) или лепка из бумажной массы. Папье-маше отлично развивает мелкую моторику рук. Занимаясь папье-маше, ребенок осваивает новые и необходимые в дальнейшей жизни способы работы с инструментами, а также овладевает различными видами художественной деятельности.

 

Направленность образовательной программы

 

Предлагаемая программа дополнительного образованияимеет художественно-прикладную направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.Работа по данной программе предоставляет возможность детям в условиях детского объединения  дополнительного образования в полной мере реализовать все свои творческие способности и в дальнейшем их использовать в повседневной жизни.

 

Новизна образовательной программы

 

Новизна данной программы состоит в том, что программа включает занятия по художественной лепке с использованием нетрадиционных способов, которые направлены на развитие у детей творчества, определяющееся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя  свой замысел, находя средства для его воплощения. Опираясь на интегрированный подход, программа содействует развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности совместного творчества взрослого и ребенка, через художественно-прикладной деятельности.Использование нетрадиционных техник дает возможность применять коллективную  форму творчества. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения, рождает особую эмоциональную атмосферу.

 

Актуальность

 

Актуальность данной программы обоснована тем, что особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей (они должны находиться под постоянным контролем педагогов). Необходимо помочь ребенку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно. Создать условия для динамики творческого роста, помогать детям разного возраста, отражать свою неповторимую самобытность, реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности.

 

Педагогическая целесообразность

 

Педагогическая целесообразность программы дополнительного образования – помочь детям усвоить знания, умения и навыки в выбранной сфере деятельности, развивать у них потребность в творческой деятельности,  дать возможность каждому ребенку открывать для себя волшебный мир искусства,приобщать их к культурно-историческим ценностям.

 

Цель программы:

 

Развитие творческих и коммуникативных способностей детей посредством самовыражения через изготовление изделий из солёного теста, пластилина и папье-маше.

Задачи:

1.    Обучающие:

  • Формировать устойчивый интерес к художественной лепке;
  • Дать теоретические знания работы с солёным тестом и пластилином, закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения;
  • Обучение приемам работы с различными материалами, учить нетрадиционному подходу в поиске решения художественного образа, создавать оригинальные аранжировки из природных и искусственных материалов;
  • Учить детей создавать многофигурные сюжетные композиции в коллективных и авторских работах.
  • Коммуникативные УУД:
  • Формировать у детей собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничествепри выработке общего решения в совместной деятельности;
  • Формировать у детей умение с точностью выражать свои мысли, в соответствии с задачами иусловиями коммуникации;
  • Формировать умение работать в групповых формах обучения;
  • Формировать умения самостоятельноучаствовать вдискуссии и защищать свою точку зрения;
  • Личностные УУД:
  • Формировать способность занимать определенную позицию в конфликтной ситуации;
  • Формировать умение соблюдать нравственно–этические нормы;
  • Формировать толерантные отношения к окружающим;
  • Формировать у детей аккуратность и ответственность в работе.
  • Познавательные УУД:
  • Учить самостоятельности в подборе и работе с литературой;
  • Учить самостоятельно,пользоваться компьютерными источниками информации;
  • Развивать способность читать и составлять графики, схемы, эскизы;
  • Развивать умение к аналитической деятельности;
  • Развивать гибкость мышления.
  • Регулятивные УУД:
  • Развивать способность самостоятельно организовывать процесс работы и учебы, эффективно распределять и использовать время;
  • Развивать способность самостоятельно определить цель занятия;
  • Формировать умение в учебно-исследовательской работе;
  • Формировать способность самостоятельно организовывать свое рабочее место к деятельности и убирать за собой.
  • Формировать знания профессионально–этических норм;
  • Формировать способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности.

 

Отличительные особенности данной программы

 

Особенностью данной программы является то, что, даже не обладая очень высокими способностями, получив умения и навыки по программе, каждый ребенок может своими руками создать эстетически красивую и полезную вещь.Получить высокую оценку его труда взрослыми и ровесниками, что повышает его самооценку. И главной особенностью является то, что  ребенок может научиться комбинировать солёное тесто с пластилином, а также возможность оформлять готовые изделия различным природным и декоративным материалом, создавать из своих поделок как плоские, так и объемные композиции, воплощая в ручном труде всю свою детскую фантазию и воображение. Ведь практически все дети любят лепить, но часто стесняются своей неумелости.

 

Возраст детей, режим занятий

 

Образовательная программа предназначена для детей 6-18 лет.

Условия набора детей в кружок: принимаются все желающие. Наполняемость в группах составляет: первый год обучения – 10-12, второй год обучения – 8-10, третий год обучения – 8-10. Младшая группа – в неделю  2 часа, средняя и старшая группа – в неделю3 часа.

 

Сроки реализации программы

 

Образовательная программа дополнительного образования рассчитана на 3 года обучения. Количество часов в год: младшая группа – 72 часа, средняя группа – 108 часов, старшая группа – 108 часов.

По функциям обучения программа подразделяется на три этапа: первый, второй и третий год обучения.

Первый год обученияу учащихся идет развитие элементарной грамотности, посредством усвоения, заложенного в программе объема знаний. Воспринимая новую информацию и повторяя образец, предлагаемый педагогом,и приобретают начальные умения.

Второй год обучения – функциональная грамотность. То есть овладение умениями и навыками, имеющими значение для учебной деятельности. Учащиеся применяют полученные знания и умения для самостоятельного решения поставленной задачи.

Третий год обучения у учащихся формируется начальная общекультурная компетентность, то есть качества личности, соответствующие базовым ценностям общества. А так же решаются такие задачи, как самостоятельное освоение новых видов деятельности, способов решения поставленных проблем, проявление своей индивидуальности, самостоятельный подход к работе, развитие потребности в самоусовершенствовании и дальнейшем саморазвитии.

 

Формы и методы занятий

 

Обучение учащихся реализуется по утвержденному календарно тематическому плану (Приложение 1).

В процессе занятий используются различные формы занятий:традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • Сл

Учебно-тематический план 1-го года обучения

 

  Наименование разделов тем

Количество часов

УУД

Теор.

Практ.

Всего

  Вводное занятие 2   2
  • Готовность к самообразованию и самовоспитанию;
  • Рационально размещать инструменты и материалы.
1 Лепка. Изготовление объемных фигурок из пластилина.Из истории игрушек 4 6 10
  • Формировать у детей аккуратность и ответственность в работе;
  • Развивать способность самостоятельно определить цель занятия;
  • Прислушиваться к мнению товарищей, чувствовать свою ответственность перед другими.
1.1 Изготовление фигур животных 1 3 4
1.2 Изготовление фигур мультипликационных героев 1 1 2
1.3 Изготовление фигур морской фауны 1 1 2
1.4 Изготовление сувениров 1 1 2
2 Изготовление изделий по технике папье-маше.Из истории орнамента 3 11 14
  • Формировать толерантные отношения к окружающим;
  • Умение получать удовольствие от работы;
  • Проявление устойчивого познавательного интереса к выполнению поделок из папье-маше;
  • формировать эстетическое отношение к бытовым предметам.
2.1 Изготовление тарелок 1 3 4
2.2 Изготовление вазы 1 3 4
2.3 Изготовление масок 1 5 6
3 Лепка из солёного теста. Из истории красок 4 14 18
  • Понимать культурно – историческую ценность традиций и уважать их;
  • Проявление устойчивого познавательного интереса к выполнению поделок из соленого теста,
  • Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки и реализации конструктивного замысла;
3.1 Изготовление фруктов, овощей, ягод 1 3 4
3.2 Изготовление фигур животных 1 3 4
3.3 Изготовление фигур мультипликационных героев 1 5 6
3.4 Изготовление сувениров 1 3 4
4 Пластилинография.Картинки пластилином на плотном картоне. 5 9 14
  • Проявление устойчивого познавательного интереса к выполнению поделок из пластилина;
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила, делать выбор, какое изделие выполнить;
  • Формировать способность занимать определенную позицию в конфликтной ситуации;
4.1 Жанры 2   2
4.2 Натюрморт 1 3 4
4.3 Сказочно былинный жанр 1 3 4
4.4 Жанр анималистки 1 3 4
5 Воспитательная работа 3 1 4
  • Умение организовать свою деятельность,
  • Умение принимать решение в совместной деятельности;
  • Доставлять радость окружающим людям;
  • Формировать эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
6 Познавательно-досуговая деятельность 1 3 4
7 Выставки   4 4
8 Итоговое занятие 2   2
  Итого 23 49 72  

 

Первый год обучения:

Знания:

  • Названия и назначение инструментов, правила безопасности труда и личной гигиены;
  • Основные приемы и способы лепки;
  • Историю возникновения и развития тестопластики, пластилина, папье-маше;
  • Жанры искусства: натюрморт, сказочно былинный и жанр анималистки;
  • Истории орнамента, игрушек, гаммы цветов;
  • Название материала и его свойства;
  • Об этике и эстетике повседневной жизни человека;

Умения:

  • Правильно подготовить материалы к работе, умение бережно относиться к инструментам;
  • Самостоятельно изготавливать простейшие виды изделий (по образцу, рисунку, эскизу, замыслу);
  • Приготавливать самостоятельно солёное тесто, бумажную массу и правильно их хранить и использовать;
  • Использовать различные приемы в лепке: барельеф, растягивание, вдавливание, разглаживание поверхности, примазывание, вытягивание формы и т.д.
  • Декорировать работу, используя подручные материалы, покрывать лаком готовые изделия;
  • Организовать рабочее место и поддерживать на нём порядок во время работы;

Навыки:

  • Работы с художественными материалами: гуашь, кисть, карандаш, солёное тесто, пластилин;
  • Работы с цветом, тоном, линией, пространством, формой во время выполнения заданий по лепке и конструированию;
  • Получат навыки совместной работы.

 

Содержание программы

Первый год обучения

 

Вводное занятие.

Общее понятия о правилах техники безопасности и пожарной безопасности. Ознакомление с программой. Правила техники безопасности при работе с материалами. Инструктаж по технике безопасности и по пожарной безопасности.

Раздел 1. Лепка. Изготовление объёмных фигурок из пластилина. Из истории игрушек.Знакомство  с национальными игрушками, с работами из пластилина, с особенностями материала.

Тема 1.1. Изготовление фигур животных.

Практические занятия. Лепка геометрических фигур, фигур животных, с помощью различных технических приемов (конструктивный, скульптурный, комбинированный).

Тема 1.2.Изготовление фигур мультипликационных героев.

Практические занятия. Лепка фигур людей, сказочных персонажей с помощью различных технических приемов(конструктивный, скульптурный, комбинированный).

Тема 1.3. Изготовление фигур морской фауны.

Практические занятия. Лепка фигур рыбок, водорослей с помощью различных технических приемов(конструктивный, скульптурный, комбинированный).

Тема 1.4. Изготовление сувениров.

Практические занятия.  Лепка сувениров, геометрических фигур с помощью различных технических приемов(конструктивный, скульптурный, комбинированный).

Раздел 2. Изготовление изделий по технике папье-маше.Из истории орнамента.Знакомство об истории орнамента, папье-маше и особенностями материала, используемые при декорировании работ.

Тема 2.1. Изготовление тарелок.

Практические занятия. Изучение техники снятия форм. Изготовление тарелок, оклеивание формы, сушка, грунтовка, подготовка к покраске. Покраска деталей и роспись тарелки. Декорирование работы с помощью подручных материалов (ткани, тесьмы, бисера и т.д.).

Тема 2.2. Изготовление вазы.

Практические занятия. Изготовление вазы. Оклеивание формы, сушка, грунтовка, подготовка к покраске. Покраска деталей и роспись вазы.Декорирование работы с помощью подручных материалов (ткани, тесьмы, бисера и т.д.).

Тема 2.3. Изготовление масок.

Практические занятия. Изготовление эскиза, формы масок, оклеивание формы, сушка, подготовка к покраске. Покраска деталей, роспись маски и покрытие лаком.Декорирование работы с помощью подручных материалов (ткани, тесьмы, бисера и т.д.).

Раздел 3.Лепка из соленого теста.Из истории красок.Знакомство об истории тестопластики, об истории появления красок. Кисти, пастель, карандаши, акварель.

Тема 3.1. Изготовление фруктов, овощей, ягод.

Практические занятия. Лепка геометрических фигур с помощью различных технических приемов(конструктивный, скульптурный, комбинированный).Изготовление фруктов, овощей, ягод из соленого теста.Замешивание теста, лепка, сушка, окрашивание, покрытие лаком.

Тема 3.2. Изготовление фигур животных.

Практические занятия. Лепка фигур животных с помощью различных технических приемов(конструктивный, скульптурный, комбинированный).Замешивание теста, лепка, сушка, окрашивание, покрытие лаком.

Тема 3.3. Изготовление фигур мультипликационных героев.

Практические занятия. Лепка мультипликационных персонажей с помощью различных технических приемов(конструктивный, скульптурный, комбинированный). Замешивание теста, лепка, сушка, окрашивание, покрытие лаком.

Тема 3.4. Изготовление сувениров.

Практические занятия.  Изготовление сувенировс помощью различных технических приемов(конструктивный, скульптурный, комбинированный).Замешивание теста, лепка, сушка, окрашивание, покрытие лаком.

Раздел 4.Пластилинография. Картинки пластилином на плотном картоне.

Тема 4.1. Жанры.

Знакомство с народными промыслами, с жанрами пейзаж, портрет, анималистка, сказочно-былинный, натюрморт. Знакомство с особенностями пластилиновой картины и с основными цветами и законами соединения цвета.

Тема 4.2. Натюрморт.

Практические занятия. Подготовка эскиза. Лепка пластилином на плотный картонс помощью различных технических приемов (придавливания, разглаживания и примазывания).Нанесение эскиза на картон, закрывание фона пластилином, выполнение основного изображения. Оформление и лакирование картины.

Тема 4.3. Сказочно былинный жанр.

Практические занятия.Подготовка эскиза. Лепка сюжетных картин пластилином на плотный картон с помощью различных технических приемов (придавливания, разглаживания и примазывания).Нанесение эскиза на картон, закрывание фона пластилином, выполнение основного изображения. Оформление и лакирование картины.

Тема 4.4. Жанр анималистки.

Практические занятия. Подготовка эскиза. Лепка сюжетных картин пластилином на плотный картон с помощью различных технических приемов (придавливания, разглаживания и примазывания).  Нанесение эскиза на картон, закрывание фона пластилином, выполнение основного изображения. Оформление и лакирование картины.

Раздел 5. Воспитательная работа.

Развитие универсальных учебных действий детей.

Практика: Беседы, обсуждения, час общения, информационно-правовые лектории, беседы с элементами ситуативного практикума, чаепитие.

Раздел 6. Познавательно-досуговая деятельность.

Праздничные мероприятия в рамках образовательного учреждения и посёлка.

Раздел 7. Выставки.

В образовательном учреждении, общепоселковые, улусные, всероссийские и международные.

Раздел 8. Итоговое занятие.

Подведение и обсуждение итогов деятельности учащихся за прошедший учебный год.

Учебно-тематический план 2-го года обучения

 

 

Наименование разделов тем

       Количество часов

УУД

Теор. Практ. Всего
  Вводное занятие 1   1
  • Готовность к самообразованию и самовоспитанию;
  • Рационально размещать инструменты и материалы.
  • Развивать творческое воображение, умение общаться в коллективе.
1 Пластилинография. Картинка пластилином по стеклу.Направления искусства. 3 21 24
  • Умение работать в коллективе, проявлять интерес к занятиям;
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила, делать выбор, какое изделие выполнить;
  • Проявление устойчивого познавательного интереса к выполнению поделок из пластилина.
1.1 Натюрморт 1 6 7
1.2 Сказочно былинный жанр 1 9 10
1.3 Жанр анималистки 1 6 7
2 Лепка из солёного тестас использованием объемных и плоских элементов. Народные промыслы. 4 26 30
  • Понимать культурно – историческую ценность традиций и уважать их;
  • Формировать способность занимать определенную позицию в конфликтной ситуации;
  • Умение организовать свою деятельность;
2.1 Изготовление народных игрушек на каркасе (филимоновский, дымковский….) 1 5 6
2.2 Изготовление сувениров, оберегов, талисманов 1 5 6
2.3 Композиция по теме русские народные сказки (коллективная работа) 1 8 9
2.4 Композиция по теме якутские сказки (коллективная работа) 1 8 9
3 Изготовление изделий по технике папье-маше 4 20 12
  • Самостоятельно вносить изменения в оформлении по своему желанию, оценивать свою работу;
  • Формировать толерантные отношения к окружающим;
  • Проявление устойчивого познавательного интереса к выполнению поделок из папье-маше.
3.1 Изготовление игрушек 1 5 6
3.2 Изготовление кухонной утвари (Гжельская майолика, жостовская роспись, хохлома) 1 5 6
4 Лепка. Изготовление куклы по технике папье-маше из бумажной массы. 5 16 21
  • Получать удовольствие от работы;
  • Прислушиваться к мнению товарищей, чувствовать свою ответственность перед другими.
  • Формировать умения самостоятельно участвовать в  дискуссии и защищать свою точку зрения;
4.1 Изготовление куклы качалки 1 5 6
4.2 Изготовление куклы с подвижными руками и ногами 1 8 9
4.3 Изготовление кукол на тоненьких ножках 1 5 6
5 Воспитательная работа 5 1 6
  • Умение организовать свою деятельность,
  • Умение принимать решение в совместной деятельности;
  • Доставлять радость окружающим людям;
  • Формировать эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
6 Познавательно-досуговая деятельность 1 5 6
7 Выставки   6 6
8 Итоговое занятие 2   2
  Итого     108  

 

Второй год обучения:

Знание:

  • Главные отличительные элементы орнамента в росписи народной игрушки (каргопольской, дымковской, филимоновской);
  • Ценностное отношение детей к окружающему миру и к самому себе, в результате возникающих во время работы повышенного физического, морального, эмоционального напряжения.
  • Основы композиции, как правильно создать эскиз, что такое фактура, как ее создавать и где использовать;
  • Виды росписи, составы красок;
  • История возникновения и развития промысла, народные и авторские игрушки из глины и керамики;

Умение:

  • Выполнять простые композиции по методу проекта;
  • Правильно подбирать цветовое решение к работе;
  • Стилизовать простые формы;
  • Использовать лакокрасочные материалы, инструменты и приспособления;
  • Применять на практике проектной деятельности (выполнение эскизов работы);
  • Применение стилизации в работе с соленым тестом;
  • Правильно подобрать сюжет к работе;

Навыки:

  • Работы с художественными материалами: гуашь, кисть, карандаш, солёное тесто, пластилин;
  • Работы с цветом, тоном, линией, пространством, формой во время выполнения заданий по лепке и конструированию;
  • Коллективной творческой работы;
  • Навыки составления композиции (на плоскости);
  • Навыки росписи традиционных художественных промыслов.

Содержание программы

Второй год обучения

Вводное занятие.

Общее понятия о правилах техники безопасности и пожарной безопасности. Ознакомление с программой. Правила техники безопасности при работе с материалами. Инструктаж по технике безопасности и по пожарной безопасности.

Раздел 1. Картинка пластилином по стеклу.Направления искусства. Знакомство с народными промыслами, с жанрами пейзаж, портрет, анималистка, сказочно-былинный, натюрморт. Знакомство с особенностями пластилиновой картины и с основными цветами и законами соединения цвета.

Тема 1.1. Натюрморт.

Практические занятия.  Лепка сюжетных картин пластилином по стеклу.Подготовка эскиза. Нанесение рисунка по стеклу, лепка пластилином по стеклу с помощью различных технических приемов(придавливания, разглаживания и примазывания).Оформление картины.

Тема 1.2. Сказочно-былинный жанр.

Практические занятия.Лепка сюжетных картин пластилином по стеклу. Подготовка эскиза. Нанесение рисунка по стеклу, лепка пластилином по стеклу с помощью различных технических приемов (придавливания, разглаживания и примазывания).Оформление картины.

Тема 1.3. Жанр анималистки.

Практические занятия.Лепка сюжетных картин пластилином по стеклу. Подготовка эскиза. Нанесение рисунка по стеклу, лепка пластилином по стеклу с помощью различных технических приемов (придавливания, разглаживания и примазывания).Оформление картины.

Раздел 2.Лепка из солёного теста с использованием объемных и плоских элементов. Народные промыслы.История возникновения и развития промысла, народные и авторские игрушки из глины и керамики.Знакомство о происхождении солёного теста, об истории появления красок. Кисти, пастель, карандаши, акварель.

Тема 2.2. Изготовление народных игрушек (филимоновский, дымковский…)

Практические занятия. Лепка фигур народных игрушек с помощью различных технических приемов на каркасе и фольге.Замешивание теста, лепка, сушка, окрашивание, покрытие лаком.

Тема 2.3.Изготовление сувениров, оберегов, талисманов.

Практические занятия.Лепка геометрических фигур с помощью различных технических приемов (конструктивный, скульптурный, комбинированный). Изготовление сувениров, оберегов, талисманов из соленого теста. Замешивание теста, лепка, сушка, окрашивание, покрытие лаком.

Тема 2.4. Композиция по теме русские народные сказки (коллективная работа)

Практические занятия. Лепка персонажей народной русской сказки с помощью различных технических приемов(модульный, барельеф, контррельеф).Замешивание теста, лепка, сушка, окрашивание, покрытие лаком. Оформление панно.

Тема 2.5. Композиция по теме якутские сказки (коллективная работа)

Практические занятия. Лепка персонажей якутской сказки с помощью различных технических приемов(модульный, барельеф, контррельеф).Замешивание теста, лепка, сушка, окрашивание, покрытие лаком. Оформление панно.

Раздел 3. Изготовление изделий по технике папье-маше. Знакомство об истории игрушек, о папье-маше и особенностями материала, используемые при декорировании работ.

Тема 3.3. Изготовление игрушек.

Практические занятия.Изготовление игрушек, оклеивание формы, сушка, шлифовка наждачной бумагой, грунтовка,покраска деталей и роспись игрушек.

Тема 3.4. Изготовление кухонной утвари (Гжельская майолика, жостовская роспись, хохлома).

Практические занятия.Изготовление эскиза, формы посуды, оклеивание формы, сушка, шлифовка наждачной бумагой, грунтовка, покраска деталей и роспись посуды.

Раздел 4.Лепка. Изготовление куклы по технике папье-маше из бумажной массы.Изучение образцов кукол.Образцы кукол в ХIХ веке. Изучение кукол по энциклопедиям, каталогам, образцам коллекции. Страны-изготовители, виды, типы, конструкции.

Тема 4.1. Изготовление куклы качалки.

Практические занятия. Изготовление эскиза кукол, выбор формы (полусфера, от талии и выше смоделируем из проволоки и фольги). Оклеивание формы, изготовление прически из скрученной в жгут туалетной бумаги,сушка, шлифовка наждачной бумагой, грунтовка, покраска деталей и роспись куклы.

Тема 4.2. Изготовление куклы с подвижными руками и ногами.

Практические занятия. Изготовление эскиза кукол, выбор формы (смоделируем из проволоки и фольги). Изготавливаем крепежные детали (петельки) из проволоки. Оклеивание формы, изготовление прически из скрученной в жгут туалетной бумаги,изготовление прически из скрученной в жгут туалетной бумаги,сушка, шлифовка наждачной бумагой, грунтовка, покраска деталей и роспись куклы.

Тема 4.3. Изготовление кукол на тоненьких ножках.

Практические занятия. Изготовление эскиза кукол, выбор формы. Изготовление проволочного каркаса. Оклеивание бумажной массой,изготовление прически из скрученной в жгут туалетной бумаги, сушка, шлифовка наждачной бумагой, грунтовка, покраска деталей и роспись куклы.

Раздел 5. Воспитательная работа.

Развитие универсальных учебных действий детей.

Практика: Беседы, обсуждения, час общения, информационно-правовые лектории, беседы с элементами ситуативного практикума, чаепитие.

Раздел 6. Познавательно-досуговая деятельность.

Праздничные мероприятия в рамках образовательного учреждения и посёлка.

Раздел 7. Выставки.

В образовательном учреждении, общепоселковые, улусные, всероссийские и международные.

Раздел 8. Итоговое занятие.

Подведение и обсуждение итогов деятельности учащихся за прошедший учебный год.

 

Учебно-тематический план 3-го года обучения

 

Наименование разделов тем

       Количество часов

УУД

Теор. Практ. Всего
  Вводное занятие 1   1
  • Готовность к самообразованию и самовоспитанию;
  • Рационально размещать инструменты и материалы.
1 Пластилинография. Картинка пластилином по стеклу.Направления искусства. 3 21 24
  • Проявление устойчивого познавательного интереса к выполнению поделок из пластилина;
  • Формировать умения самостоятельно участвовать в  дискуссии и защищать свою точку зрения;
  • Формировать толерантные отношения к окружающим.
1.1 Натюрморт 1 6 7
1.2 Сказочно былинный жанр 1 9 10
1.3 Жанр анималистки 1 6 7
2 Лепка из солёного тестас использованием объемных и плоских элементов. Народные промыслы. 4 26 30
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость;
  • Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки и реализации конструктивного замысла;
  • Проявление устойчивого познавательного интереса к выполнению поделок из солёного теста;
  • Формировать способность занимать определенную позицию в конфликтной ситуации.
2.1 Изготовление народных игрушек на каркасе (филимоновский, дымковский….) 1 5 6
2.2 Изготовление сувениров, оберегов, талисманов 1 5 6
2.3 Композиция по теме русские народные сказки (коллективная работа) 1 8 9
2.4 Композиция по теме якутские сказки (коллективная работа) 1 8 9
3 Изготовление изделий по технике папье-маше 4 20 12
  • Умение организовать свою деятельность;
  • Самостоятельно вносить изменения в оформлении по своему желанию, оценивать свою работу.
  • Учить самостоятельности в подборе и работе с литературой;
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила, делать выбор, какое изделие выполнить;
3.1 Изготовление игрушек 1 5 6
3.2 Изготовление кухонной утвари (Гжельская майолика, жостовская роспись, хохлома) 1 5 6
4 Лепка. Изготовление куклы по технике папье-маше из бумажной массы. 5 16 21
  • Умение сравнивать и оценивать своё изделие;
  • Развивать  эстетический вкус, получать удовлетворение от труда.
  • Формировать способность самостоятельно организовывать свое рабочее место и убирать за собой.
4.1 Изготовление куклы качалки 1 5 6
4.2 Изготовление куклы с подвижными руками и ногами 1 8 9
4.3 Изготовление кукол на тоненьких ножках 1 5 6
5 Воспитательная работа 5 1 6
  • Умение организовать свою деятельность,
  • Умение принимать решение в совместной деятельности;
  • Доставлять радость окружающим людям;
  • Формировать эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
6 Познавательно-досуговая деятельность 1 5 6
7 Выставки   6 6
8 Итоговое занятие 2   2
  Итого     108  

 

Третий год обучения:

Знания:

  • Ценностные отношениядетей к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к людям, к своему здоровью и внутреннему миру;
  • Значение слов: керамика, палитра, линия, форма, объём, растительный и геометрический орнамент, ритм, композиция;
  • Сочетание цветов;
  • Закреплять ранее полученные знания об истории возникновения и развития промысла, народные и авторские игрушки из глины и керамики, главные отличительные элементы орнамента в росписи народной игрушки (каргопольской, дымковской, филимоновской);

Умения:

  • Использовать термины (тезаурус);
  • Применять ранее полученные знания на практике;
  • Публично выступать по проблемным вопросам;
  • Исследовательская деятельность;
  • Моделировать новые формы, создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества;
  • Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

Навыки:

  • Работы в коллективе;
  • Умение сопереживания и помощи, взаимовыручки и поддержки;
  • Самоорганизация в групповой работе;
  • Работы с книгой.
  • Закрепить и усовершенствовать приобретенные навыки первого и второго года обучения.

     

Содержание программы

Третий год обучения

 

Вводное занятие.

Общее понятия о правилах техники безопасности и пожарной безопасности. Ознакомление с программой. Правила техники безопасности при работе с материалами. Инструктаж по технике безопасности и по пожарной безопасности.

Раздел 1. Картинка пластилином по стеклу.Направления искусства.Расширение, укрепление знаний о народных промыслах, о жанрах пейзаж, портретах, анималистке, сказочно-былинном жанре, натюрморте. Обогащение кругозора об особенностях пластилиновой картины и об основных цветах и законах соединения цвета.

Тема 1.1. Натюрморт.

Практические занятия.  Лепка сюжетных картин пластилином по стеклу.Самостоятельная подготовка эскиза. Нанесение рисунка по стеклу, лепка пластилином по стеклу с помощью различных технических приемов(придавливания, разглаживания и примазывания).Самостоятельный выбор элементов оформления картины.

Тема 1.2. Сказочно-былинный жанр.

Практические занятия.Лепка сюжетных картин пластилином по стеклу. Самостоятельная подготовка эскиза. Нанесение рисунка по стеклу, лепка пластилином по стеклу с помощью различных технических приемов (придавливания, разглаживания и примазывания).Самостоятельный выбор материала для оформления картины.

Тема 1.3. Жанр анималистки.

Практические занятия.Лепка сюжетных картин пластилином по стеклу. Самостоятельная подготовка эскиза. Нанесение рисунка по стеклу, лепка пластилином по стеклу с помощью различных технических приемов (придавливания, разглаживания и примазывания).Самостоятельный выбор элементов оформления картины.

Раздел 2.Лепка из солёного теста с использованием объёмных и плоских элементов. Народные промыслы.Расширение и укреплениекругозораоб истории возникновения и развития промысла, о народных и авторских игрушках из глины и керамики.Обогащение знаний о происхождении солёного теста, об истории появления красок. Кисти, пастель, карандаши, акварель.

Тема 2.2. Изготовление народных игрушек (филимоновский, дымковский…)

Практические занятия.Самостоятельноеизготовление народных игрушек с использованием изученных за два года обучения различных технических приемов на каркасе и фольге.Замешивание теста, лепка, сушка, окрашивание, покрытие лаком.

Тема 2.3.Изготовление сувениров, оберегов, талисманов.

Практические занятия.Лепка геометрических фигур с применением раннее полученных знаниях о различных технических приемов (конструктивный, скульптурный, комбинированный). Самостоятельное изготовление сувениров, оберегов, талисманов из соленого теста. Замешивание теста, лепка, сушка, окрашивание, покрытие лаком.

Тема 2.4. Композиция по теме русские народные сказки (коллективная работа)

Практические занятия.Самостоятельная лепка персонажей народной русской сказки с раннее полученными знаниями о различных технических приемов (модульный, барельеф, контррельеф).Замешивание теста, лепка, сушка, окрашивание, покрытие лаком. Самостоятельный выбор элементов для оформлении панно.

Тема 2.5. Композиция по теме якутские сказки (коллективная работа)

Практические занятия.Самостоятельная лепка персонажей якутской сказки с раннее полученными знаниями о различных технических приемов (модульный, барельеф, контррельеф).Замешивание теста, лепка, сушка, окрашивание, покрытие лаком. Самостоятельный выбор материалов для оформления панно.

Раздел 3. Изготовление изделий по технике папье-маше.Закрепление и расширение  знаний об истории игрушек, о папье-маше и особенностями материала.

Тема 3.3. Изготовление игрушек.

Практические занятия.Самостоятельное изготовление игрушекс использованием изученных за два года обучения различных технических приемов, оклеивание формы, сушка, шлифовка наждачной бумагой, грунтовка, покраска деталей и роспись игрушек.

Тема 3.4. Изготовление кухонной утвари (Гжельская майолика, жостовская роспись, хохлома).

Практические занятия.Самостоятельное изготовление кухонной утвари с применением изученных навыков за два года обучения. Изготовление эскиза, формы посуды, оклеивание формы, сушка, шлифовка наждачной бумагой, грунтовка, покраска деталей и роспись посуды.

Раздел 4.Лепка. Изготовление куклы по технике папье-маше из бумажной массы.Расширение и углубление знаний об изучении образцов кукол.Образцы кукол в ХIХ веке. Укрепление знаний кукол по энциклопедиям, каталогам, образцам коллекции. Страны-изготовители, виды, типы, конструкции.

Тема 4.1. Изготовление куклы качалки.

Практические занятия. Самостоятельное изготовление куклы качалки с применением ранне полученными знаниями о технике выполнения работы.  Самостоятельноразработать эскиз изготавливаемой работы, выбор формы (полусфера, от талии и выше смоделируем из проволоки и фольги). Оклеивание формы, изготовление прически из скрученной в жгут туалетной бумаги,сушка, шлифовка наждачной бумагой, грунтовка, покраска деталей и роспись куклы.

Тема 4.2. Изготовление куклы с подвижными руками и ногами.

Практические занятия. Изготовление куклы с подвижными руками и ногами с применением изученных навыков за два года обучения. Самостоятельное изготовление эскиза кукол, выбор формы (смоделируем из проволоки и фольги). Изготавливаем крепежные детали (петельки) из проволоки. Оклеивание формы, изготовление прически из скрученной в жгут туалетной бумаги,изготовление прически из скрученной в жгут туалетной бумаги,сушка, шлифовка наждачной бумагой, грунтовка, покраска деталей и роспись куклы.

Тема 4.3. Изготовление кукол на тоненьких ножках.

Практические занятия. Изготовление кукол на тоненьких ножках с применением раннее изученных навыков обучения. Самостоятельное изготовление эскиза кукол, выбор формы. Изготовление проволочного каркаса. Оклеивание бумажной массой,изготовление прически из скрученной в жгут туалетной бумаги, сушка, шлифовка наждачной бумагой, грунтовка, покраска деталей и роспись куклы.

Раздел 5. Воспитательная работа.

Развитие универсальных учебных действийдетей.

Практика: Беседы, обсуждения, час общения, информационно-правовые лектории, беседы с элементами ситуативного практикума, чаепитие.

Раздел 6. Познавательно-досуговая деятельность.

Праздничные мероприятия в рамках образовательного учреждения и посёлка.

Раздел 7. Выставки.

В образовательном учреждении, общепоселковые, улусные, всероссийские и международные.

Раздел 8. Итоговое занятие.

Подведение и обсуждение итогов деятельности учащихся за прошедший учебный год.

 

Методическое обеспечение образовательной программы

 

Методическое обеспечение образовательной программы по художественной лепке включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов.

При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам.

Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие детей 6-18 лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, практические упражнения, экскурсии), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, педагог составляет учебно-тематическое планирование все же с учетом возможности его изменения.  Педагог делает отбор и определяет место изучения того или иного материала на протяжении всего периода обучения. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.

При организации работы кружка используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися (рисунки, открытки, эскизы, специальную и дополнительную литературу, фотографии детских работ, разработку отдельных тематических занятий). Также педагогом разрабатывается рабочая тетрадь, включающая все памятки необходимые для работы, игровые задания, сказки.

 

Формы подведения итогов образовательной программы

 

Формы подведения итого образовательной программы включают в себя:

  • Организацию и проведения открытых занятий для педагогов, учителей и родителей учащихся;
  • Проведение мастер-классов;
  • Участие в школьных тематических выставках (День знаний, новогодний маскарад, рождество,8 марта, день влюбленных, итоговая выставка, выставка работ учащихся к попечительскому совету и т.д.);
  • Участие в поселковых, улусных, всероссийских и международных конкурсах, выставках, фестивалях.

     

     

     

Работа с родителями

 

При работе с ребенком одна из задач педагога – установить доверительные отношения с родителями. Как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем больше успехов у ребенка. Каждый его успех в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, благодаря чему ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно. (Приложение 5)

Взаимодействие с родителями может быть индивидуальным и коллективным. Коллективная работа требует особой деликатности и осторожности, так как неточно сказанное слово может глубоко ранить отца и мать.

В работе с родителями лучше не сравнивать детей друг с другом; находить в каждом ребенке что-то хорошее и хвалить его от души; уметь устанавливать гибкие, доверительные,доброжелательные отношения с родителями; доступным языком доводить до них результаты творческой деятельности, приглашая на выставки детских работ; учитывать рекомендации родителей; привлекать по возможности родителей к творческо-образовательному процессу (помощника в изготовлении необходимых инструментов, материалов и др.).

Необходимо осуществлять связь родители + ребенок + педагог, что позволит создать для детей условия самораскрытия (т.е. добиться успехов).

 

Условия реализации программы

Для успешной реализации образовательной программы есть все необходимые условия:

 

Материально-технические условия:

 

  1. Кабинет: соответствующий санитарно-гигиеническим нормам освещения и температурного режима, в котором имеется раковина, окно, форточка для проветривания;
  2. Оборудование: столы для теоретических и практических занятий, шкафы и полки для сушки изделий из солёного теста, для хранения материалов,  для литературы;
  3. ТСО: компьютер;
  4. Инструменты и приспособления: ножницы, кисти, стеки,нож канцелярский, баночки под воду, линейка, наждачная бумага, циркуль,  скалка, чеснокодавка, ситечко металлическое, кондитерские формочки,  перчатки резиновые, губка;
  5. Материалы: мука, соль, миска, гуашь, акварель, клей ПВА, клей «Титан»,            тесьма, лак, ткань(разная), шпагат, обои, зубочистки,  фольга, бисер, готовые                                 рамки, плотный картон.

 

Внешние условия:

 

  1. Сотрудничество с Центральной библиотекой;
  2. Детской библиотекой;
  3. Школьной библиотекой;
  4. ДК «Нефтяник»;
  5. МБОУ КСОСШ.

     

     

     

     

    Модель выпускника

     

Компоненты готовности к жизнедеятельности

Личностно-значимые качества воспитанника ДДТ

Мировоззренческий
  • Патриотизм, гражданственность, гуманизм, интернационализм.
Нравственный
  • Усвоение норм общечеловеческой морали, культуры общения, ценностей материального и духовного характера;
  • Соблюдение норм коллективной жизни, опирающихся на уважение к закону, к праву окружающих людей;
  • Толерантность, терпимость и открытое отношение друг к другу, к различным социальным группам.
Психофизический
  • Творческий потенциал;
  • Саморегуляция поведения;
  • Мотивация на здоровый образ жизни;
  • Здоровое самоуважение;
  • Коммуникативная компетентность.
Самоопределение в социуме
  • Гражданская зрелость;
  • Социальная ответственность, проявляющаяся в заботе о благополучии своей страны, региона, окружающих людей;
  • Готовность к осуществлению задач собственного профессионально-нравственного развития;
  • Убежденность в необходимости и значимости трудовой деятельности;
  • Способность выстраивать свое поведение в соответствии с общекультурными, гражданскими и социальными поведенческими нормами;
  • Готовность к позитивной деятельности в социуме.
Гражданин, гуманист, человек, обладающий социальными и межкультурными компетенциями
  • Обладающий нормами общечеловеческой морали, культуры общения, ценностей материального и духовного характера;
  • Соблюдающий нормы коллективной жизни, опирающихся на уважение к закону, к праву окружающих людей;
  • Обладающий толерантностью, терпимостью и открытым отношением друг к другу, к различным социальным группам.
Адаптированный и самостоятельный, успешный, обладающий компетенциями саморазвития